Аничков мост является одним из самых известных в Санкт-Петербурге. Название мост получил по имени подполковника М.О. Аничкова, командовавшего строительным батальоном, построившим мост. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.
Запись относится к месту: Санкт-Петербург
В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Безымянный Ерик, как тогда ещё называли Фонтанку, был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Он был лёгкой конструкции с узкой проезжей частью. И хотя чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой»
Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда. Этот мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749 архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. Согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса мост был простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей». Были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный руст. Ограда представляла ряд деревянных балясин, стоящими между тумбами, увенчанными вазами или шарами. По одной из версий, переправа была укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов. Фонтанка до конца XVIII века служила границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт
В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Под руководством генерала Ф. В. Бауэра были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними разводными пролётами и башнями на быках. Авторство проекта приписывают Ж.-Р. Перроне, однако документальный подтверждений этому нет. С того времени сохранился лишь один подобный мост — мост Ломоносова, собственно по нему можно судить об архитектуре Аничкова моста. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части
К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта была значительно шире Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, составленный под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана инженер-майором И. Ф. Бутаццем при участии инженера И. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту. Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память
Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 года выявило, что состояние моста угрожающе. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.
На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорный системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.
Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции были быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.
Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их «королю обеих Сицилий» за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост. В 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города. В 1900-х годах в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в 18 веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. Но ещё до окончания войны он был восстановлен, а конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года.
В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил
А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:
…Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда…
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.