Небольшое круглое здание Античного храма украшает собой западную часть королевского парка Сан-Суси. Строения такого типа в Древней Греции назывались моноптерами — из-за того, что внутри не было никаких перегородок, а крыша держалась на внешней колоннаде. Это ценнейшее архитектурное наследие, история которого заслижвает внимания не только как часть комплекса и королевского парка, но и в отдельности.
Запись относится к месту: Потсдам
Античный храм в Сан-Суси был построен в качестве «пандана» — парного здания к Храму Дружбы Вильгельмины Прусской. Над моноптером также трудился Карл фон Гонтард — чтобы оба здания походили друг на друга
Античный храм находится чуть севернее главной аллеи парка, неподалёку от Нового дворца. Изначально павильон предназначался для хранения королевской коллекции произведений античного искусства, монет и гемм, но впоследствии, с 1921 года был «переквалифицирован» в склеп для членов династии Гогенцоллернов, в связи с чем сегодня он закрыт для экскурсионных посещений
При Фридрихе Великом доступ в это античное хранилище особо не ограничивался — туда всегда можно было попасть по предварительной договорённости с кастелляном Нового дворца. А посмотреть в музее было на что — королевская коллекция насчитывала десятки всевозможных предметов античного искусства (мраморные урны, бронзовые статуэтки, инструменты, гирьки, керамика), помимо которых на специальных мраморных пьедесталах возвышалась так называемая «семья Ликомеда» — десять мраморных статуй в полный рост, которые Фридрих II купил у кардинала Франции Мельхиора де Полиньяка вместе с огромной коллекцией картин, впоследствии размещённой в Картинной галерее Сан-Суси. Кроме того, на пятидесяти позолоченных консолях располагались мраморные, базальтовые и бронзовые бюсты, пополнившие коллекцию также из рук Полиньяка (31 бюст) и стараниями сестры короля Вильгельмины Прусской, приславшей 19 бюстов из своих личных фондов в Байрейте.
Из центрального круглого зала через специальную дверь посетители попадали в боковую комнату Античного храма, где была выставлена коллекция монет и гемм, ранее принадлежавшая барону Филиппу фон Штошу и выкупленная у него прусским монархом. Колоссальное собрание из более чем 9200 золотых, серебряных и бронзовых монет, 4370 гемм и камей, 48 мраморных, терракотовых и бронзовых рельефов уместилось в четырёх огромных кедровых шкафах. Дополняют уникальную коллекцию книги по археологии из личной библиотеки Фридриха II Великого.
Одним из указов вступившего на прусский престол в 1797 году Филиппа III было перевезти античную коллекцию Сан-Суси в Берлин и объединить со схожим сбранием античного кабинета Городского дворца. Оставшиеся в Античном храме скульптуры после поражения Пруссии в битве при Йене и Ауэрштедте в 1806 году были вывезены оккупировавшими страну французами, а затем, в 1815 году возвращены, но помещены в Старом музее Берлина. Таким образом Античный храм Сан-Суси полностью опустел.
Во времена правления Вильгельма II перед придворным архитектором была поставлена задача превратить бесполезное здание в часовню и усыпальницу императорской семьи. Эрнст Эберхард фон Ине подготовил два проекта, первый из которых предусматривал реконструкцию и оформление ротонды в стиле итальянского ренессанса, второй — в стиле классицизма, но ни тот, ни другой проект так и не были реализованы, в связи с начавшейся Первой Мировой войной
Хотя указ сделать из круглого павильона императорскую усыпалницу так и не был исполнен, впоследствии здесь всё-таки были упокоены 5 членов императорской династии Гогенцоллернов — продолжалось это с 19 апреля 1929 года, когда похоронили королеву Августу Викторию, и до августа 1947 года, когда здесь упокоилась вторая супруга кайзера Вильгельма II — Гермина Рейс