Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Русский Парфенон.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — шедевр мировой архитектуры, один из первых каменных шатровых храмов в России.

0_26934_6f9cf65e_XL

Запись относится к месту: Москва

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

0_1766d_c1d46f2f_-1-XL

Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

0_25a6_ba33849c_XL

Возведена в Коломенском в 1529—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. Возможно, храм был возведён в честь рождения сына великого князя, будущего царя Ивана Грозного.

bij

До того, как исследования В. В. Кавельмахера в 1990-е годы показали более раннюю дату церкви Троицы в Александровской слободе (1510-е годы), Церковь Вознесения в Коломенском считалась первым каменным шатровым храмом на Руси.

0_2111a_215e30aa_XL

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. По-видимому, оно было богатым, ведь церковь предназначалась для царской семьи. Вероятно, в церкви была роспись, о чём говорят сведения выполненном в XVII веке обновлении «стенного письма» и иконостаса. Пол церкви менялся, по крайней мере, дважды. При строительстве он был выложен красными и чёрными керамическими треугольными плитками, в XVII веке его заменили кирпичным полом, а в XIX веке появилась однотонная квадратная керамическая плитка. Галереи церкви, по-видимому, сохранили свою первоначальную форму, изменяя только покрытие.

0_ecb4_9ba0613a_-2-XL0_17669_b758e0b8_-1-XL 

Во время исследований 1996-1997 годов на южном крыльце было обнаружено место звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до середины XVI века. При ремонте галерей в XVIII веке над каменным троном («царским местом») XVI века была сделана сень. По сторонам трона в это время существовала настенная живопись с образами Вселенских святых и Московских чудотворцев. При очередном ремонте в 30-ые годы XIX века к сени над «царским местом» была добавлена килевидная бочка и двуглавый орёл. Роспись вокруг трона осталась нетронутой, но только до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте появились цинковые доски с масляной живописью.

0_1df29_91e78025_XL0_115cb_dcb658c8_-1-XL   

В конце XIX и начале XX века было выполнено обновление наружных стен церкви, затронувшие восьмерик, шатёр, части карнизов, капителей, парапеты галерей и другие детали внешнего убранства. В ходе работ восстанавливались «утраченные» части кладки стен и шатра, как считалось в то время, в соответствии с первоначальным обликом храма.

0_215a_6292e26a_XL

В ходе разных переделок церковь утратила белокаменные резные порталы. Большая часть северного портала, разрушенного одним из первых (возможно, в XVII веке), была обнаружена в ходе реставрации 1930-ых годов. Это позволило восстановить северный и воссоздать по его подобию южный порталы Церкви Вознесения.

0_1df32_6fce9c29_XL0_eccd_ea973035_-3-XL

###Страница 2

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

d

Церковь Вознесения Господня выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

0_ef3b_859acf36_-1-XL

Водонапорная башня и дьяковские ворота в ней (1675г.)

0_2f001_6f4ae590_XL

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики. На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

0_1e526_7b38f034_-4-XL 

Церковь Вознесения Господня входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

0_2d84b_ef70c65a_-1-XL

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

0_17858_58ce433f_-1-XL

Георгиевская колокольня является редким памятником архитектуры второй четверти XVI века, первоначально она служила колокольней церкви Вознесения Господня в Коломенском. В XVII веке к колокольне была пристроена деревянная трапезная, а в её нижнем помещении находился алтарь церкви Святого Георгия. В 1929 году архитектор-реставратор П.Д.Барановский, создатель музея «Коломенское», возвратил колокольне первоначальный вид. В 2004 году была проведена научная реставрация памятника.

0_1e531_5e232182_-1-XL 

Колокольня с другого ракурса

0_1766b_db85d213_-1-XL

Слева-направо – водонапорная башня, Георгиевская колокольня, Церковь Вознесения Господня

0_239bf_c7309f28_XL