Императорская Академия художеств

Императорская Академия художеств

Императорская Академия художеств — ВУЗ в Российской империи в области изобразительных искусств.

 

Запись относится к месту: Санкт-Петербург

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости основать Академию художеств. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 году в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание. Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

  

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.

 

“Полное учреждение Императорской Академии художеств” издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 года, имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.

В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным с целью оправдать свое управление “от носившихся в городе слухов” было издано “Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764 по 1829 год”, из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.

Автор фото — Lite

Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, в 1843 году закрыто воспитательное училище; новым Уставом от 30 августа 1859 года совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии “Пир бога Одина в Валгалле”) на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как “Бунт 14-ти”. Именно они организовали “Художественную артель” позже, в 1870 году она была преобразована в “Товарищество передвижных художественных выставок”.

В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт. В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.

Купол Академии венчала выполненная по проекту архитектора Прокофьева скульптурная композиция «Минерва в окружении трех гениев художеств». Спустя 100 лет разрушающаяся под действием времени скульптура была восстановлена по проекту архитектора фон Бока. В 1911 году в здании Академии произошел пожар, при котором скульптура, выполненная из тонкой листовой меди, погибла. Скульптор Михаил Аникушин по сохранившимся чертежам и моделям скульптуры начал ее воссоздание. Завершили работу знаменитого мастера его ученики под руководством скульптора Владимира Горевого. 7-тонная 5-метровая бронзовая скульптура была отлита на петербургском заводе «Монументскульптур» на средства, выделенные Академией художеств и ее президентом Зурабом Церетели. Официальная церемония открытия скульптуры состоялась в мае 2003, в рамках празднования 300-летия Петербурга.

Ночью здание Академии красиво подсвечивается (автор фото — Позитивчик)