Крупнейшие Вокзалы Москвы

Крупнейшие Вокзалы Москвы

Не знаю, в курсе ли сами москвичи, но для меня было открытием то, что сейчас в Москве работает целых 9 вокзалов. И хотя они находятся в одном городе — все при этом абсолютно разные. В общем я решил сделать обзорную статью по вокзалам Москвы.

Запись относится к месту: Москва

На данный момент в Москве 9 ж/д вокзалов, собираются построить ещё 3 — Евровокзал, Южный вокзал на площади Ильича и вокзал в районе станции Каланчёвская. Раньше в городе был ещё Нижегородский вокзал и хотели возвести ещё Центральный, но не получилось. Плюс к действующим девяти вокзалам Москвы, есть ещё Правительственный спецвокзал и несостоявшийся Императорский спецвокзал. Остановимся на них поподробнее.

Белорусский вокзал

Этот старый московский вокзал располагается на Тверской заставе

Железная дорога была здесь проложена ещё в 60х годах XIX века — она соединяла Москву и Смоленск, а позже были добавлены ветки до Минска и Варшавы.

Вокзал на этом месте начали возводить в 1869 году. Он получил название Смоленский, от наименования первой своей железнодорожной ветки

Смоленский вокзал был торжественно открыт 19 сентября 1870 года

 

Это был шестой вокзал Москвы. В ноябре 1871 года он был переименован в Брестский вокзал — по названию белорусского города, до которого была продлена первоначальная дорога Москва-Смоленск

Лишь в начале 90х годов XIX века на Брестском вокзале появился второй путь, но платформа так и осталась одна

В 1907 году вокзал уже не мог вместить всех пассажиров, поэтому было решено добавить к нему два крыла — правое открылось 15 мая 1910 года, а левое начало функционировать лишь 26 февраля 1912 года

4 мая 1912 года железная дорога, а за ней и вокзал были переименованы в Александровские, в честь царя, а в августе 1922 Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую, вследствие чего вокзал стал называться Белорусско-Балтийским. Ещё одно крупное изменение в железнодорожных путях произошло уже в мае 1936 года — тогда-то вокзал и стал называться Белорусским

Сегодня с Белорусского вокзала отправляются поезда дальнего следования западного и северного направлений, а также электрички Белорусского направления и транзитные электропоезда Савёловского и Курского направлений

Казанский вокзал

Этот московский вокзал был основан ещё в 1862 году и первоначально, до 1913 года, назывался Рязанским. Расположен он на площади Трёх вокзалов

Это единственный из вокзалов Москвы, имеющий собственный выход в город из метро прямо через перрон. Конечно же, об этом пути знает не так много людей, как хотелось бы, а ведь он мог бы сильно разгрузить станцию метро «Бауманская»

От Казанского вокзала начинается единственное в России левостороннее движение на участках Москва — Рязань-1 и Люберцы-1 — Коренево.

Вокзал обслуживает поезда дальнего следования, а также пригородные поезда на Муром и на Рязань

Киевский вокзал

Киевский вокзал находится на площади Киевского вокзала) Вот так незамысловато=)

Киевский вокзал решили построить в 1912 году, во время празднования столетия Бородинской битвы. Вокзал планировалось расположить в начале автомобильной дороги Москва—Бородино, для чего городские власти потребовали у инвесторов вокзала выделить сначала деньги на строительство Бородинского моста для разгрузки транспортных потоков

Возведение вокзала в стиле неоклассицизма с элементами ампира длилось с 1914 по 1918 год, в итоге он занял площадь более 36 000 м2. Вся его архитектура, внутренние росписи и скульптуры посвящены Отечественной войне 1812 года

Платформы защищены огромным параболическим арочным перекрытием длиной 321 метр, шириной почти 48 и высотой 28 метров. Весит эта остеклённая конструкция более 1250 тонн

18 февраля 1918 года с этого удивительного перрона отправился первый поезд

 

Во время массовой реконструкции Москвы 1935 года Киевский вокзал был расширен до Дорогомиловской улицы и оформлен с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста

 

С 1940 по 1945 год велось строительство северного корпуса Киевского вокзала с пригородными кассами и станцией метро «Киевская»

 

Монументальная арочная конструкция Киевского вокзала в 2003—2004 годах была заменена на более простой аналог, что практически не повлияло на её первоначальный вид

 

Киевский вокзал является уникальным ещё и благодаря установленным в его башне механическим часам, которые переводятся на летнее и зимнее время вручную — это единственные часы такого типа в Москве, не считая кремлёвских курантов

 

Курский вокзал

Курский вокзал, как это ни странно, расположен на площади Курского вокзала)

Курский вокзал обслуживает скорые и пассажирские поезда, а также электрички в Курском и Горьковском направлениях

 

Электрички и поезда с Курского вокзала идут в двух направлениях — Курском и Горьковском. В Курском направлении электрички ходят на Царицыно, Бутово, Подольск, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов, Тарусскую, Тулу, экспрессы — на Тулу, Орёл, Чернь, поезда дальнего следования — на Белгород, Днепропетровск, Донецк, Керчь, Кривой Рог, Курск, Мариуполь, Николаев, Новый Уренгой, Орёл, Полтаву, Севастополь, Симферополь, Харьков, Кисловодск и Адлер. Летом поезда отсюда отсюда ходят ещё и на Анапу, Бердянск, Евпаторию, Ейск, Новороссийск и Феодосию

Курский вокзал также обслуживает электрички Рижского и Смоленского направлений

Электрички Горьковского направления идут на Реутово, Балашиху, Железнодорожную, Фрязево, Ногинск, Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки, Владимир, экспрессы — на Владимир и Орехово-Зуево, а поезда дальнего следования — на Нижний Новгород

Ленинградский вокзал

Это один из самых удивительных вокзалов Москвы, расположенный на площади Трёх вокзалов и являющийся самодостаточным памятником архитектуры

Ленинградский вокзал возводился с 1844 по 1849 год для обслуживания Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году и является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Первоначально вокзал назывался Октябрьский

Октябрьский вокзал был расширен в 1934 году, с 1948 по 1950 прошёл серьёзную реставрацию, а в 1977 году его вообще полностью перестроили

Около Ленинградского вокзала находится павильон станции метро «Комсомольская»

Всего вокзал располагает десятью путями, пять из которых обслуживают поезда дальнего следования, а остальные пять — пригородные поезда

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал находится на одноимённой площади

Павелецкий вокзал открылся в 1900 году и связал Москву со Средним и Нижним Поволжьем. Также с него отправляются электрички до аэропорта «Домодедово» и по Павелецкому направлению до станции Узуново

Первоначально вокзал назывался Саратовским и находился на одноимённой площади

 

Именно сюда 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом Ленина, в память о чём с 1941 по 1992 привокзальная площадь называлась Ленинской, а в 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина»

 

В 2009 году правительство Москвы планировало построить на привокзальной площади гигантский торговый центр, который полностью закрыл бы исторический вид на вокзал со стороны Садового кольца 

Рижский вокзал

Рижский вокзал находится также на одноимённой, Рижской площади

Рижский вокзал строился с 1897 по 1901 год в рамках строительства Виндавской железной дороги

Вокзал обслуживает поезда дальнего следования на Ригу и в Великие Луки, а также пригородные поезда. Несколько путей Рижского вокзала занимает экспозиция музея истории ж/д транспорта

31 июля 2004 года в рижском вокзале был открыт музей ж/д техники, экспозиция которого насчитывает более 40 образцов отечественных и трофейных паровозов, вагонов, щебнеочистительных машин и т.д.

Четыре раза в неделю с Рижского вокзала отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге до станции Подмосковная, где проводятся экскурсии по депо

Савёловский вокзал

Савёловский вокзал является единственным вокзалом Москвы, который обслуживает только электрички. Располагается он на площади Бутырской заставы

Строительство Савёловского вокзала стало возможным благодаря инициативе председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Саввы Мамонтова провести Савёловскую линию

130-километровая железная дорога Москва-Савёлово была проложена уже в 1897 году, а в будущем её планировали продлить до Калязина, Углича и Рыбинска

Савёловский вокзал возводился с 1897 по 1902 год. Торжественное открытие состоялось 10 марта 1902 года, тогда же вокзалу было присвоено название Бутырский — от Бутырской заставы

Вокзал расположился в одноэтажном здании (два этажа были только в центре, где размещались служебные квартиры)

В 1987 году начались работы по расширению Савёловского вокзала, к тому времени сильно обветшавшего и не справлявшегося со значительно выросшим пассажиропотоком. Завершены они были лишь 1 сентября 1992 года. Вокзал приобрёл нынешний облик, то есть стал двухэтажным, увеличился в 2,5 раза, но не потерял первоначальных стилевых особенностей. В 1988 году до Савёловского вокзала была проведена ветка метро

В начале XXI века Савёловский и Рижский вокзалы Москвы обслуживали слишком мало пассажиров — настолько мало, что их даже хотели закрыть, но так и не закрыли. Обслуживаемые Савёловским вокзалом поезда дальнего следования были переведены на Белорусский вокзал, а Савёловский вообще стал «дневным»

В 2005 году была проведена реконструкция, в ходе которой была построена новая платформа, приведены в порядок три старых и установлена новая информационная система. Часть вокзала переоборудовали в терминал «Аэроэкспресса» — компании, занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево

Летом 2008 года, с завершением работ по реконструкции вокзала, была повторно установлена более современная информационная система, а на аэропорт Шереметьево были пущены прямые экспрессы

10 июня 2008 года вокзал начал функционировать в полную силу, по его ветке пустили 21 поезд, которые планировалось в будущем оснастить системой Wi-Fi

 

28 августа 2009 года с Белорусского вокзала в аэропорт Шереметьево были пущены электрички, останавливающиеся по пути на Савёловском вокзале

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал является крупнейшим из вокзалов Москвы, обслуживающим около 300 поездов в день. Расположен он на площади Трёх вокзалов

Вокзал на Комсомольской площади появился уже в 1862 году, а первый поезд с него отправился 22 июля того же года, по маршруту Москва — Сергиев Посад

Именно на Ярославском вокзале начинается самая длинная в мире ж/д магистраль Москва — Владивосток, протяжённость которой составляет 9 302 километра, кроме того вокзал связывает столицу с районами Севера, Урала, Сибири, а также со столицами Китая, Монголии и КНДР

До 1870 года вокзал носил название Троицкий, потом был переименован в Ярославский, а с 1922 по 1955 назывался Северным вокзалом, после чего ему было окончательно возвращено название Ярославский

14 февраля 2004 года с Ярославского вокзала отправилась первая скоростная электричка, доставляющая пассажиров до подмосковных Мытищ всего за 18 минут

Интересная информация о московских вокзалах

Все вокзалы Москвы, кроме Белорусского и Курского, являются начально-конечными тупиками ж/д линий от Москвы

Электрички обслуживаются всеми вокзалами Москвы, а вот поезда дальнего следования — всеми кроме Савёловского. Единственным вокзалом Москвы, пропускающим транзитные поезда дальнего следования, является Курский вокзал, а с Киевского, Павелецкого, Савёловского и  Белорусского вокзалов налажено движение электричек до аэропортов

Около каждого вокзала находится метро, причём Кольцевая линия Московского метрополитена связывает почти все вокзалы Москвы, кроме Рижского и Савёловского, находящихся в отдалении

Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы находятся на Комсомольской площади — так называемой площади Трёх вокзалов, на которой в 2011 году планируют возвести ещё и четвёртый вокзал) Вот как выглядит та самая площадь Трёх вокзалов

Большинство вокзалов Москвы названы также, как и их ж/д станции, исключение только составляют Белорусский и Ленинградский вокзалы