Мост Петра Великого — мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет исторический центр города с районом Малая Охта
Запись относится к месту: Санкт-Петербург
Мост Петра Великого — трёхпролётный, металлический (центральный пролёт — разводной). Механизмы, управляющие разводом моста, находятся в башнях, выполненных в виде маяков.
Боковые пролёты — сквозные металлические клёпаные арочные фермы с проезжей частью по нижнему поясу, длиной по 136 метров каждый. Центральный пролёт — разводной поворотный двукрылый, металлический, клёпаный. Длина среднего пролёта — 48 метров. Оси крыльев вращаются неподвижные горизонтальные, судопропускной пролёт раскрывается вверх. Левобережный устой сооружён на свайном основании, остальные опоры моста имеют кессонные основания. Опоры облицованы гранитом, у береговых опор устроены гранитные спуски к воде.
Вдалеке виднеются купола Смольного собора
Металлоконструкции моста весят 8 920 тонн; из них масса противовесов разводного пролёта составляет — 1 065 тонн.
Стены башен построены выше крайних ферм. На верху башен кубические четырёхгранные фонари. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. На стенах башен моста установлены шесть бронзовых досок, на которых выбиты имена строителей моста.
Въезды на мост оформлены в виде металлических порталов, ригели которых выполнены по многоцентровой кривой. На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.
Строительство моста, который бы соединил город с охтинским пригородом, обсуждалось ещё в 1880-х годах, однако этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес. Конкурс на проект моста был объявлен только в 1901 году. Из 16 проектов, половина которых исходила от иностранных фирм, не был выбран ни один из-за несоответствия техническим условиям.
Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз “Свобода судоходству”, который был выполнен профессором Николаевской инженерной академии полковником Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером подполковником В. П. Апышковым. Авторам было предложено доработать свой проект.
В доработке проекта приняли участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий. В 1907 году он был утверждён, строительство начато 26 июня 1909 года в день двухсотлетия Полтавской битвы, поэтому мост получил название “мост Императора Петра Великого”. Руководителем строительства стал Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод.
26 октября 1911 года мост был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1954 в соответствии с правилами орфографии в Большеохтинский.
Первые ремонтные работы благодаря высокому качеству строительства потребовались только в 1971 году.
В 1982—1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Однако в начале 1990-х мост пришлось закрыть на капитальный ремонт.
Несмотря на недостаток финансирования ремонт был завершён в 1997 году. В 2000 году заработала новая подсветка моста. В 2005 на мосту прекращено трамвайное движение.
Панорама моста Петра Великого