Киевский Музей истории канализации уникален уже самим фактом своего существования: в Европе подобные есть лишь в Париже, Праге и Москве.
Запись относится к месту: Киев
Если вы уже хорошо знакомы с Киевом и видели многие его достопримечательности — можно переключиться на оригинальные музеи, вроде того, о котором пойдёт речь ниже. Место это довольно оригинальное — единственный в Украине Музей канализации. Открыли его еще в 1994 году в здании старой насосной станции, но об этом музее мало кто знает.
В двух больших залах все расположено довольно необычно — здесь переплелись времена и страны. Среди канализационной техники и труб представлены схемы канализации древней Греции и Рима — как раз в те времена была создана первая система канализации. Удивительно, но в древности уже использовали керамические трубы — материал прочный, недорогой и не гниющий в почве и воде. Образцы таких труб разного диаметра также есть в музее.
Администратор Валентин Кобзарь рассказывает, что в Киеве воду из Днепра с древних времен доставляли водовозками, а отходы выливали прямо во дворы. Очевидно, что из-за этого столица, как и многие средневековые города Европы, не выделялась нормальными санитарными условиями. После того, как в 1894 году внедрили канализацию, в городе сильно снизилась смертность. Это подтверждает отчет врачей того времени, также хранимый в музе канализации. Спонсором и инициатором введения этого новшества был знаменитый предприниматель и меценат Аманд Струве.
Попасть в уникальный музей можно ежедневно, но лучше заранее позвонить и договориться с администратором. Экскурсия стоит 20 гривен с группы. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами — недавно работники водоканала завезли части двух столетних труб, пополнив коллекцию. Также здесь есть образцы современных канализационных люков, которые стали устанавливаться совсем недавно — из металлопластика и пластика.
Адрес музея канализации: Харьковское шоссе, 50а. Остановка институт Химии, маршрутки 45 (метро Дарница), 31.
Открытие музея канализации было приурочено к столетию основания в Киеве централизованной системы канализации в 1894 году. Среди экспонатов музея керамические трубы, части старых кирпичных канализационных колодцев, макет лыбедского коллектора в естественную величину, схема киевской канализации, макет тренировочной площадки и множество различных интересных экспонатов.
Канализационные музеи есть во многих городах, например, в Брюсселе, Париже. Последний оригинально расположен прямо в канализации. До 1975 года туристов возили на лодке, но сейчас экскурсии водят лишь по дорожкам вдоль каналов. Специфический запах там добавляет острых ощущений. Часть залов музея находится над настоящей клоакой, в которую падают отходы, проходить над ней нужно по решетке. На фото музей канализации в Париже — экспозиция.
Такое водонапорное здание находится на Подоле неподалеку от Почтовой площади. Раньше в сооружении, построенном в конце 19 — начале 20 века, находились блестящие чугунные трубы, полы, выложенные плиткой. «Эстетично тогда делали, — говорит господин Кобзарь, — помещение как-бы техническое, а все равно построено со вкусом, красиво». Такие помещения старого водоканала практически не сохранились.
Это трубы из керамики, использовавшиеся в канализациях Древнего Рима и в Киеве в 19 веке. Были разного диаметра, самые тонкие — всего 5 см. Чтобы они не забивались, дворникам приходилось чистить сточные решетки во дворах ежедневно. Присматривали за работой участковые.
Во дворе музея Валентин Кобзарь разместил самостоятельно собранные части водонапорных труб, которые не вышло поместить внутри. Доставляли эти вещи ему по кускам из водоканала, а собирал в единое целое он их сам. Сразу привлекает внимание канализационная штуковина, похожая на батискаф, и большой кран.
В музее канализации показано, как работают службы водоканала в наше время, здесь и оборудование, и спуски в люки. Высота канала внутри люка составляет всего 90 сантиметров, поэтому работать там довольно трудно, стоять доводится в полусогнутом состоянии, по колено в воде
Интересная статья по теме — История возникновения унитаза
На фото старое здание музея канализации, находится на месте первого водозабора, на днепровской набережной
В столице уцелело немало исторических зданий водопровода и канализации. Это водозаборная станция на Набережной, несколько старинных насосных станций, одну из них, «Октябрьскую», после демонтажа торговых лотков хорошо видно возле универмага «Украина». На Владимирском спуске: небольшой кирпичный дом – фильтр «Палестина», и почти напротив, у лестницы к колонне Магдебургского права – полузаброшенная усадьба с уникальными подземными песчаными фильтрами воды. К сожалению, сейчас многим угрожает снос, особенно постройкам на Набережном шоссе: деревянный «домик Иванова» – бывшая контора водоканала – по всей видимости, сгорел не без чьей-то «помощи».
Современный «скелет» канализационной сети сформировался со строительством крупных жилмассивов: главного коллектора с Оболони на Теличку и Дарницкого коллектора с Троещины к Бортнической станции аэрации через все Левобережье. Тоннели диаметром больше трех метров на глубине десятков метров строились при участии метростроевцев.
Схема киевской канализации, рабочий макет
Сейчас ведется строительство тоннеля-дублера Главного коллектора Правобережья – чтобы была возможность «переключать» стоки и вести ремонт и профилактику. Кстати, киевская канализационная сеть обслуживает также Вышгород и города и поселки бассейна реки Ирпень – так как они расположены выше киевского водозабора и сброс стоков создал бы серьезные проблемы для столицы.
На фото ликвидации аварии на коллекторе диаметром 3 метра
Централизованный водопровод в Киеве открыли в 1872 году, хотя до этого существовали местные каналы подачи воды из родников и ручьев. Cточные воды сливали куда придется. На Подоле для этого служила Канава – канал речки Глубочицы по нынешним улицам Верхний и Нижний Вал.
На фото Александроский спуск. Трасса главного коллектора. Фото II половины XIX в.
Укладка первых канализационных труб началась в 1893 году. Не так давно Валентин Кобзарь обнаружил архивные документы, согласно которым одним из подрядчиков строительства канализации была строительная компания Владислава Городецкого. Также автор «Дома с химерами» участвовал в разработке проектов специальных зданий на улице Введенской – комплекс сохранился до сих пор.
В декабре 1894 года запущена Киевская Шоновская система канализации, одна из первых в Европе, выполненная по раздельной схеме: сточные воды и дождевые стоки текут по разным трубам. Такой принцип сохранен и сейчас, так что в Киеве – фактически две независимых канализации.
На фото Европейская площадь. Главный сборный резервуар. В будущем — торгово-развлекательный центр
– На тот момент это была современная и надежная система, – говорит Кобзарь, – хотя сеть покрывала только центральные районы: Верхний город и Подол. Под улицами Жилянской, Большой Васильковской, Крещатиком проходила магистральная труба с эжекторными станциями перекачки. Под клумбой на Европейской площади располагался огромный кирпичный резервуар, откуда каналом под Владимирским спуском (перепад высот – больше 50 метров) стоки попадали на Подол. А уже оттуда, вместе с подольскими нечистотами, перекачивались насосной станцией по коллектору (он пролегал под улицами Кирилловской, ныне – Фрунзе, и Вышгородской) для естественной фильтрации на поля орошения. Сейчас на их месте Минский массив.
Шоновская канализация работала автоматически и почти безотказно, но город рос быстрыми темпами. В 1904 году в Киеве проживало более 300 тысяч жителей, и сеть, рассчитанная на 160 тысяч, перестала справляться со стоками. В 1907 году в городе бушевала эпидемия холеры, и санстанция опечатала насосы водозабора. Киев перешел на артезианскую воду. В результате реконструкции 1909 года основные стоки переориентировали к Лыбеди – там размещались отстойники. Иногда приходилось сбрасывать стоки без очистки: так случилось, когда в 1918 году взрыв артиллерийских складов на Зверинце уничтожил фильтры. В дальнейшем реконструкции канализации проводились неоднократно, сеть охватывала вчерашние окраины и пригороды.
На фото один из экспонатов музея канализации — пластиковый люк нового поколения.