Пон-дю-Гар — отголосок величия Римской Империи

Этот древнеримский акведук простоял уже более двух тысячелетий и является своеобразным памятником прошлого, констатирующим величие размаха, масштабов строительства того времени!

pont-du-gard2

Запись относится к месту: Франция

Сегодня Пон-дю-Гар, или, если переводить с французского, Мост через (реку) Гар является самым высоким из сохранившихся до нашего времени древнеримских акведуков и, при этом, самым огромным из когда-либо возводимых римлянами сооружений такого рода. Река кстати носит название Гардон, просто раньше её называли более упрощённо — Гар)

pont-du-gard5

Как бы удивительно это не было, громадина Пон-дю-Гара достигает в высоту 48,77 и в длину 275 метров — представьте себе 16-этажный дом и тогда эти “сухие” габариты моста заговорят с вами на человеческом языке) Но, как бы там ни было, такая монументальность не помешала акведуку простоять более двух тысяч лет, хотя эта глубокая долина известна своими ураганными ветрами, а весной темная спокойная река превращается в бурные потоки воды, заливающие окрестности. А может быть такая конструкция даже помогла ему — под собственным весом сооружению просто некуда было деться)

pont-du-gard-france

К тому же, к изумлению ученых, выяснилось, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок. Более того, Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, так плотно пригнанных друг к другу, что его строителям не понадобился даже известковый раствор. Конечно, скорость местных ветров могла бы создать небольшие трещины в швах каменной кладки, и тогда началось бы постепенное разрушение моста, но этого не случилось, поскольку Пон-дю-Гар имеет двукратный запас прочности.

Aqueduct_PontDuGard_Nimes

Римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром, так что в случае Пон-дю-Гара этот самый запас прочности и помог сооружению пережить 20 веков.

pont du gard1

Этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним. Мост надежно функционировал почти четыре столетия и являлся одним из основных звеньев акведука в Ниме.

Aqueduct_PontDuGard

Возведён Пон-дю-Гар был в 19 году до н.э. при Марке Агриппе, друге и зяте императора Августа, хотя некоторые исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I века н.э.

pont du gard3

Пон-дю-Гар состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать — средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, непосредственно по которому и пролегает водопровод.

pont-du-gard3

Как показали современные подсчеты, благодаря акведуку каждый из 50 тысяч жителей Нима мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. По городу вода расходилась по трубам, изготовленным из свинца. О том, что этот металл опасен для здоровья, уже знали, но мирились с данностью, поскольку из-за повышенной жесткости воды стенки труб вскоре всё равно покрывались защитным слоем кальция. А вот стены и дно канала были экологически чистыми — их построили из камня и облицевали розоватой мальтой (гладкой, водонепроницаемой смесью извести, свиного жира и млечного сока незрелых фиговых плодов) — своеобразным латексом того времени.

Pont-du-Gard1

Перепад высот между источником, снабжавшим водопровод, и бассейном в Ниме был равен всего 17 метрам, так что, проектируя туннели и мосты, которые должны были стать частью акведука, римским строителям приходилось заботиться о ничтожно малом среднем уклоне по трассе водоканала, не превышающем 34 см на 1 км! Такой уклон незаметен для глаз, поэтому даже небольшая ошибка строителей могла привести к застою бегущей воды, но римские строители предусмотрели не только это, они учли опасность переполнения канала, способ его чистки и многие другие тонкости, незаметные непосвященным. Кстати, до сих пор остаётся загадкой, как римлянам удалось так точно всё рассчитать — ведь математические формулы, которые и в наши дни применяются при строительстве водопроводов с подачей воды самотеком, были выведены только в XIX веке!

Pont_du_gard_Nimes

После падения римской империи акведук пришел в запустение, а его стенки покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку Пон-дю-Гар оказался практически выведенным из строя. Со временем войны и землетрясения разрушили многие участки акведука, а люди выламывали его части для своих нужд.

Pont_du_Gard1

Пон-дю-Гар особенно сильно пострадал в средние века, когда какому-то умнику пришла в голову идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить пространство для продвижения людей и крупногабаритного транспорта. Этим путем пользовались до тех пор, пока в 1747 году рядом не возвели современный мост.

Pont du Gard 1787

Пон-дю-Гар был надлежащим образом восстановлен только в 1855 году, когда Наполеон III наконец-то распорядился о проведении его тщательного ремонта.

Pont_du_Gard_HDR

Мост находится вдалеке от общепринятых туристических маршрутов, так что людей здесь бывает мало, а те, которые всё-таки оказываются около акведука — стараются запечатлеть его в памяти во всех подробностях. С 1985 года Пон-дю-Гар находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

pont-du-gard4