Потёмкинская лестница соединяет центр города с гаванью и Морским вокзалом и является одной из знаменитейших достопримечательностей Одессы и одной из самых известных в мире.
Запись относится к месту: Одесса
На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (первоначально их было ровно двести, но при расширении порта восемь ступенек были утрачены) и десятка пролётов. Длина потемкинской лестницы составляет 142 метра, она создана перспективно — её основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), из-за чего при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины по всей её длине. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется гораздо длиннее и виден лишь сплошной каскад ступеней.
Одессе, находящейся на возвышении, необходим был доступ к расположенному у моря порту. Бывало, что море подходило почти до самого обрыва будущего Приморского бульвара. Позже море «оттеснили» Приморская улица и строения порта. Спуск к морю осуществлялся примерно так, как описал Пушкин в «Путешествии Онегина»:
“С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я “
Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне построили деревянные лестницы. Гигантская Потёмкинская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Князь Воронцов решил построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, и она обошлась ему в 800 тысяч рублей. Лестница построена «на том же месте, где и была тропинка», как говорил одесский старожил Михаил Дерибас. Под стать архитектурному совершенству сама конструкция лестницы, разработанная инженером Уптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и разделенный тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, формирующими на пересечениях массивные столбы. Они и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Сквозные поперечные галереи сформировали на боковых стенках лестницы симпатичные аркады.
Подробно поведал о ней в письме из Одессы русский драматург А. Н. Островский:
«С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко». (Этот эффект достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть).
Достоверность описания, сделанного Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых сначала действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не к морю. Говорил об этом и поэт Яков Полонский, автор песни «Мой костер в тумане светит… Описывая Одессу в романе «Дешевый город», он говорил:
«Одесса опускала в синие волны нижние ступеньки своей колоссальной лестницы».
Позже, при строительстве Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и по сей день зарыты в глубине проезжей части. Впоследствии терассирование склонов скрыло конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она выглядит будто уложенной по пологому склону, как «широкое расстеленное полотнище», что отметил также украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий. Весной 1919 года на её площадках выступал местный Камерный театр. Знаменитой на весь мир она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы – именно благодаря фильму эта лестница получила свое нынешнее название. История и кинематограф навсегда связали Гигантскую лестницу с броненосцем «Потёмкин».
Потемкинскую лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом. На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.
Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение постороить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы. Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд.
Интересные факты:
- Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
- По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing etv, Потемкинская лестница заняла шестое место в десятке самых красивых лестниц Европы
- Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на северо-восток, а не на юг, как кажется визуально
- Во время празднования Дня города ступеньки лестницы используются в качестве огромной трибуны для зрителей, наблюдающих за праздничным фейерверком
Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом.