Палаты Аверкия Кириллова — единственная в Москве усадьба, почти полностью сохранившаяся с XVII века до наших дней.
Запись относится к месту: Москва
Усадьба Аверкия Кириллова — редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого начала XVIII веков. Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году И. Н. Берсень-Беклемишева, сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в так называемом “деле Максима Грека” эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода Кирилловых. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке — думном дьяке Аверкии Кириллове — в 1656—1657 годах.
Рядом находится церковь Николы на Берсеневке, которая ранее соединялась с Палатами крытым переходом.
Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах — пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей.
Восточный ризалит северного фасада палат Аверкия Кириллова
В 1703—1711 годах дом был несколько перестроен под руководством нового владельца усадьбы — дьяка Оружейной палаты А. Ф. Курбатова, возглавлявшего в то же время и строительство Кремлевского арсенала. В средней части северного фасада, выходящего на набережную, появилась пристройка, выполненная уже во вкусе петровской эпохи: трехъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными несколько причудливой формы волютами, фланкирующими так называемый “теремок” верхнего яруса. Выделяются окна среднего яруса: они несколько больше, чем остальные, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами-раковинками. Над входом — мощный козырек на фигурных консолях. Углы пристройки рустованы — решение, которое придает ей некой архитектурной собранности и в наибольшей степени контрастирует с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века.
К центральному подъезду была подведена широкая парадная лестница с арочным навесом на тяжелых консолях. Окна второго этажа украшали белокаменные барочные наличники с полукруглым верхом. Но самой изысканной и полностью выдержанной в стиле барокко является верхняя часть фасада с мезонином, отделанная множеством нарядных барочных деталей со сложным фронтоном — вверху и волютами (спиралевидными декоративными деталями) — внизу.
С 1868 по 1923 год в Палатах Аверкия Кириллова располагалось Московское археологическое общество, с 1941 года по настоящее время находится Российский институт культурологии.