Венский Концертхаус — одна из самых известных действующих концертных площадок классической музыки.
Запись относится к месту: Вена
В 1890 в Вене мечтали о создании архитектурного комплекса для проведения музыкальных торжеств и рассчитанного, в отличие от богатого традициями Музикферайна, на широкие слои населения. Один из первых несостоявшихся проектов принадлежал архитектору Людвигу Бауманну. Его “Олимпион” должен был предоставить площадки для концертов, конькобежных и велосостязаний и вмещать на открытой арене до 40.000 человек. Хотя этот проект был отвергнут, в настоящее время Венский Концертхаус действительно размещается вплотную с крытым катком)
Новый проект, осуществление которого было начато в 1911 году, был также создан при участии Людвига Бауманн, а также известных театральных архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Хельмера. Три зала комплекса (Большой зал на 1 840 мест, Моцарт зал на 704 места и Шуберт зал на 336 мест) строили так, чтобы во всех трёх одновременно могли проходить мероприятия и концерты, не мешая друг другу. Концертхаус с тремя концертными залами строился с 1911 по 1913 годы. Архитектура, акустика и устройство здания, рассчитанного на четырёхтысячную аудиторию, соответствовали высочайшим стандартам своего времени.
С первых дней была сформулирована задача культурной и художественной миссии Венского Концертхауса “поддерживать традиции высокого искусства музыки, быть центром творческих стремлений, домом для музыки, домом для Вены”. В этом духе проходил праздничный концерт по случаю открытия Концертхауса 19 октября 1913 года в присутствии императора Франца Иосифа I. Рихард Штраус написал для этого события свою “Праздничную увертюру ор. 61”, после чего прозвучала 9 симфония Л.Бетховена. Эта программа — современное произведение и произведение классика — стала основопологающей для Венского Концертхауса. Дань традициям и стремление к новому является его двумя основными художественными принципами.
Общественно-политические и финансовые кризисы периода между Первой и Второй мировой войной не могли не повлиять на художественный профиль Венского Концертхауса. В межвоенный период зал был центром европейской музыкальной жизни — множество сочинений впервые исполнялось именно здесь. Огромное разнообразие культурных и художественных проектов могли бы и сегодня служить примером.
Наравне с традиционным классическим репертуаром, на афишах Венского Концертхауса 20-30х годов можно было увидеть крупные премьеры, джаз-концерты и шлягеры, литературные лекции, спиритические выступления, “выразительный танец”, симпозиумы, конгрессы, мировые состязания по фехтованию и боксу.
1938-1945 годы стали для Венского Концертхауса годами творческого и художественного обнищания. Под уничтожающим давлением диктатуры национал-социализма Концертхаус опустился до пропагандно-развлекательной организации, тем самым был лишён своей основной творческой и художественной цели.
После окончания Второй мировой войны Концертхаус сыграл важную роль в восстановлении и обновлении музыкальной жизни Австрии. Очень скоро Концертхаус стал ведущей площадкой для современной музыки, а также интернационального джаза в Вене. Были организованы циклы концертов, расставивших заметные акценты в венской культурной жизни. С тех пор старинная музыка, современная музыка и джаз составляют репертуар Концертхауса наравне с основным его поприщем — классической музыкой во всей полноте и разнообразии её традиций.
Особая атмосфера Венского Концертхауса притягивает к себе не только величайших музыкантов всего мира. Здесь также проходят крупные общественные мероприятия, балы, конференции, приёмы, корпоративные мероприятия и торжества. Богатые традиции и опыт в области обслуживания мероприятий берут своё начало в далёких 20-ых годах и своим сегодняшним широким выбором проектов и услуг Венский Концертхаус открывает себе двери в будущее.
С 1997 по 2000 год здание прошло полную реконструкцию. К трем залам был пристроен четвёртый, оборудованный по последнему слову техники и ориентированный в первую очередь на современную музыку. В 2001 году Венский Концертхаус открылся вновь.