Медный всадник — знаменитый памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
Запись относится к месту: Санкт-Петербург
На самом деле памятник совсем не медный — он был отлит из бронзы, а название своё получил уже благодаря одноимённой поэме Пушкина)
Медный всадник был создан в 1768—1770 скульптором Этьеном Фальконе, его голову вылепила ученица скульптора, а змею по его замыслу вылепил Фёдор Гордеев. Окончательная отливка всадника была завершена лишь в 1778 году
Камень для монумента всадника искали долго, но подходящего так и не нашли, поэтому в газете «Санкт-Петербургские ведомости» вскоре появилось обращение к частным лицам с предложением помочь проекту
С момента размещения объявления прошло совсем немного времени и камень был найден — им оказалась глыба, давно присмотренная казённым крестьянином Вишняковым для собственных нужд. Он так и не нашёл способа расколоть её на куски, потому указал на неё капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте
Глыбе дали название Гром-камень, но место, в котором он был найден сегодня точно не известно
Для перевозки глыбы был предпринят целый ряд мер, от создания специальной платформы, перекатываемой по шарам из сплава на основе меди, до системы применения рычагов при погрузке камня на эту платформу. Для того, чтобы вытащить камень из земли и погрузить его на платформу были задействованы силы тысяч людей, ведь весил он более 1 600 тысяч тонн. Интересной особенностью отделки камня является то, что надлежащую форму ему придавали 46 каменотёсов прямо во время транспортировки
Эта не имеющая себе аналогов отделочная операция длилась на протяжении всего пути, с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, когда Горм-камень прибыл на берег Финского залива, на сооружённую специально для его погрузки пристань
Для транспортировки глыбы по воде был создан также специальный корабль. В итоге этих нечеловеческих усилий, 26 сентября 1770 года Гром-камень торжественно прибыл на Сенатскую площадь
За перемещением Гром-камня с интересом наблюдала вся Европа. По пути многократно происходили ситуации, грозившие крахом всем начинаниям, но руководители работ каждый раз находили выход из сложившегося положения. В честь успешного окончания перевозки глыбы была создана памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно»
Фальконе впал в немилость Екатерины II в 1778 году и был вынужден уехать из страны. Его место занял скульптор Фельтен, под руководством которого Медный всадник был завершён и торжественно открыт 7 августа 1782 года
Медный всадник стал первым конным памятником царю. Правитель изображён в условной одежде, на вздыбленном коне, а о его роли полководца-победителя говорит лишь висящий у пояса меч, да лавровый венок, венчающий его голову
Концепцию Медного всадника разрабатывали совместно Екатерина II, Вольтер и Дидро. Они пришли к выводу, что памятник должен был символизировать победу человека над природой, которую изображал бы Гром-камень — вот почему современность была возмущена тем, что Фальконе обтесал и отполировал грандиозную каменную глыбу
На постаменте высечена надпись «Петру первому Екатерина вторая, лето 1782», которая дублируется латинским аналогом на обратной стороне. Она отражает замысел Екатерины II установить линию преемственности между деятельностью Петра I и своей собственной
К концу XVIII столетия о памятнике было сложено множество легенд, а в начале XIX столетия Медный всадник стал одной из популярнейших тем в русской поэзии
Например рассказывают, что в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны, обеспокоенный перспективой захвата Петербурга французами Александр I приказал эвакуировать из города самые ценные произведения искусства, для чего статс-секретарю Молчанову было выделено несколько тысяч рублей. Но в это время майор Батурин добился встречи с близким другом царя князем Голицыным и поведал тому, что снится ему один и тот же сон, в котором всадник на Сенатской площади спускается с пьедестала и устремляется ко дворцу Александра I на Каменном острове. Вышедшему ему навстречу царю Пётр I говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию.. Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» После чего всадник поворачивается и возвращается на своё место. Князь Голицын, поражённый рассказом Батурина, передаёт его рассказ государю, который, выслушав его, отменил свой первоначальный приказ об эвакуации Медного всадника
Вполне возможно, что именно эта легенда легла в основу пушкинского «Медного всадника», также есть мнение, что именно из-за этого сказания во время Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был спрятан, в отличие от остальных скульптур Петербурга
А если посмотреть с такого ракурса, то получается очень даже интересный памятник лошадке…=)