Палаццо Кариньяно, построенный великим архитектором Гварино Гварини в 1679 году, заслужил признание самого прекрасного городского дворца второй половины XVII века в Италии
Запись относится к месту: Турин
Палаццо Кариньяно — великолепный дворец, имеющий два абсолютно разных фасада, один из которых (неоштукатуренный кирпичный) выходит на площадь Кариньяно, другой — на площадь Карла Альберта
Палаццо Кариньяно, известный своим пышным вогнуто-выпуклым фасадом в духе Борромини, был возведен в 1679-1684 годах по проекту священника Гварино Гварини для семьи Кариньяно, одной из ветвей Савойской династии. Здесь в 1820 году родился первый король Италии Виктор Эммануил II, а с 1861 по 1864 год дворец был местом заседания первого национального парламента Италии. Сегодня здесь разместились 27 залов Национального музея Рисорджименто, посвященного объединению Италии.
Благодаря вздымающемуся фасаду, внушительной двойной изогнутой лестнице и двойному куполу в главной гостиной дворец производит неизгладимое впечатление. Кстати говоря, эта причудливо изогнутая парадная лестница и двойной купол над главным залом принадлежат к числу наиболее смелых конструктивных решений итальянского барокко.
Общая структура здания связана с палаццо эпохи Возрождения (призматический объем, замкнутый двор), однако в эту традиционную схему внесен элемент “неожиданности”: центральная часть главного корпуса представляет как бы вставку в основной объем. Здесь расположены парадный вестибюль и парадная лестница. Вестибюль приобрел в плане овальную форму, марши лестницы — криволинейные с изогнутыми очертаниями. В соответствии с внутренней структурой фасаду придана сложная форма — стена волнообразно изгибается.
Специфичны детали фасада, в частности наличники окон, “фактура” пилястр первого этажа и другие. Несмотря на мелкомасштабность, формы эти отличаются пластической сочностью.
Своеобразие ряда мотивов Палаццо Кариньяно определяется их связью с декоративными формами мавританской архитектуры, памятники которой Гварини наблюдал в бытность его в ранний период в Сицилии. Встречаются в его произведениях и преобразованные мотивы готического происхождения. Все они в совокупности придавали работам этого мастера большую остроту и даже экстравагантность.
Улыбающийся лев над входом в замок)
Второй фасад Палаццо Кариньяно, выходящий на площадь Карло Альберто
Памятник на этой самой площади
Палаццо Кариньяно, наряду с другими резиденциями династии Савойя (Кастелло Валентино, Кастелло Раккониджи, Палаццо Мадама и охотничий замок Ступиниджи), находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.