Палаццо Кариньяно в Турине

Палаццо Кариньяно в Турине

Палаццо Кариньяно, построенный великим архитектором Гварино Гварини в 1679 году, заслужил признание самого прекрасного городского дворца второй половины XVII века в Италии

Запись относится к месту: Турин

Палаццо Кариньяно — великолепный дворец, имеющий два абсолютно разных фасада, один из которых (неоштукатуренный кирпичный) выходит на площадь Кариньяно, другой — на площадь Карла Альберта

Палаццо Кариньяно, известный своим пышным вогнуто-выпуклым фасадом в духе Борромини, был возведен в 1679-1684 годах по проекту священника Гварино Гварини для семьи Кариньяно, одной из ветвей Савойской династии. Здесь в 1820 году родился первый король Италии Виктор Эммануил II, а с 1861 по 1864 год дворец был местом заседания первого национального парламента Италии. Сегодня здесь разместились 27 залов Национального музея Рисорджименто, посвященного объединению Италии.

Благодаря вздымающемуся фасаду, внушительной двойной изогнутой лестнице и двойному куполу в главной гостиной дворец производит неизгладимое впечатление. Кстати говоря, эта причудливо изогнутая парадная лестница и двойной купол над главным залом принадлежат к числу наиболее смелых конструктивных решений итальянского барокко.

Общая структура здания связана с палаццо эпохи Возрождения (призматический объем, замкнутый двор), однако в эту традиционную схему внесен элемент “неожиданности”: центральная часть главного корпуса представляет как бы вставку в основной объем. Здесь расположены парадный вестибюль и парадная лестница. Вестибюль приобрел в плане овальную форму, марши лестницы — криволинейные с изогнутыми очертаниями. В соответствии с внутренней структурой фасаду придана сложная форма — стена волнообразно изгибается.

Специфичны детали фасада, в частности наличники окон, “фактура” пилястр первого этажа и другие. Несмотря на мелкомасштабность, формы эти отличаются пластической сочностью.

Своеобразие ряда мотивов Палаццо Кариньяно определяется их связью с декоративными формами мавританской архитектуры, памятники которой Гварини наблюдал в бытность его в ранний период в Сицилии. Встречаются в его произведениях и преобразованные мотивы готического происхождения. Все они в совокупности придавали работам этого мастера большую остроту и даже экстравагантность.

Улыбающийся лев над входом в замок)

Второй фасад Палаццо Кариньяно, выходящий на площадь Карло Альберто

Памятник на этой самой площади

Палаццо Кариньяно, наряду с другими резиденциями династии Савойя (Кастелло Валентино, Кастелло Раккониджи, Палаццо Мадама и охотничий замок Ступиниджи), находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.