Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы спасти город Севастополь от атак противника с моря во время Первой Крымской войны. Этот памятник — настоящий символ города, расположенный на красивейшей набережной и привлекающий тысячи туристов

Запись относится к месту: Севастополь

Рассказу об этом монументе я решил посвятить отдельный пост, так как он является лицом города Севастополя. Итак, начнем…

В паре метров от набережной Приморского бульвара, на утесе высотой в три метра, возведенном из грубых гранитных плит, высится острая коринфская колонна. Её украшает орел из бронзы с распростертыми крыльями, держащий лавровый венок. На памятной плите надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». Полная высота монумента — 16,66 метров. Напротив от памятника затопленным кораблям, на стене набережной, находятся якоря с тех самых кораблей, которые были затоплены

Воздвигнутый в 1905 году к 50-летию первой героической обороны города, памятник напоминает об одном из печальных, но героических моментов той битвы:

После высадки в сентябре 1854 года войск союзников в Евпатории и разгрома русской сухопутной армии в сражении под Альмой, в Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной для вице-адмирала трагедией. Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.

У семи буйков, обозначивших точки последних стоянок, стали на якорь ветераны флота: корабли «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна». Ближе к берегам — один к северному, второй к южному — расположились фрегаты «Сизополь» и «Флора». Корабли стояли строго с севера на юг, находясь между Константиновской и Александровской батареями. Все тяжелые корабельные орудия и порох сняли с кораблей и отправили на берег — все это могло пригодится при дальнейших сражениях. Ночью 11 сентября 1854 года корабли были потоплены.  Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища. После этого команды затопленных кораблей, сошли на берег, пополнив оборонительные ряды севастопольских бастионов

Вот фото фарватера где были затоплены корабли

В приказе В.А. Корнилова от 11 сентября 1854 года утверждалось: «…печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но надобно покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла…»

14 ноября началась буря, давшая этой истории продолжение. Прежде всего, из Англии был отправлен в Севастополь пароход «Принц» с секретным арсеналом, минами и группой опытных водолазов для подрыва кораблей. Однако этот пароход во время ноябрьского шторма сам пошел ко дну у скал Балаклавы и, лежа на дне Чёрного моря, оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. Во-вторых, утонувшие в сентябре корабли были потревожены штормом, подводное заграждение было сильно нарушено – это послужило причиной создания второй линии кораблей, от Михайловской до Николаевской батареи. Поэтому в феврале 1855 года еще шесть старых суден — линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул», «Мидия» и «Месемврия» — отправились на дно бухты . Остальные корабли были задействованы для артиллерийской поддержки сухопутных войск, часть из них перебазировались в госпитали.

Где располагались вышеописанные батареи? Константиновская батарея в форме подковы и по сей день находится на Северной стороне, у самого входа в Севастопольскую бухту. Каждый день ровно в 12 часов отсюда раздается, следуя старой морской традиции, пушечный выстрел :

Михайловская находится также на северной стороне бухты, немного подальше от входа в неё:

Некоторые батареи не сохранились: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а самая большая в то время в Европе Николаевская распростерлась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара. В августе 1855 года, когда русские войска по специально устроенному понтонному мосту перебрались через бухту с Южной стороны на Северную, на рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота… От истории сражений перейдем к истории самого памятника. Автор памятника длительное время оставался неизвестным. Только в 1949 году в Центральном историческом архиве Ленинграда был найден список творений знаменитого эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с назначением его членом Академии художеств. В этом списке находится и Памятник затопленным кораблям. Исследования доказали участие в создании этого памятника также архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Энберга. Этот величественный и гордый памятник — один из самых любимых севастопольцами и гостями города.