Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Пантелеймоновский мост в Санкт-Петербурге

Пантелеймоновский мост — мост через реку Фонтанку в створе улицы Пестеля, соединяющий остров Летний сад и Безымянный остров.

Запись относится к месту: Санкт-Петербург

Пантелеймоновский мост образует ансамбль с расположенным рядом Первым Инженерным мостом через исток реки Мойки, является продолжением улицы Пестеля.

Исторически в начале Пантелеймоновской улицы через Фонтанку работал лодочный перевоз. В 1725—1726 годах здесь мастером X. ван Болесом был построен деревянный мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада из Лиговского канала. В 1748—1749 его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными. В 1777 году произошло наводнение, которое разрушило фонтаны. Их решили не восстанавливать, и акведук был разобран. В 1823—1824 годах по проекту инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича на этом месте был построен цепной мост, став первым в России городским транспортным подвесным мостом. Этот проект являлся развитием идей, разработанных этим коллективом при проектировании пешеходного Почтамтского моста похожей конструкции через реку Мойку. Строительными работами руководили инженеры В. А. Христианович и Ф. О. Термин. Береговые устои моста были построены из гранитных плит, которые появились после разборки каналов, окружавших Михайловский замок. Работами по постройке устоев руководил известный мастер-каменотёс Самсон Суханов. Мост был открыт 4 ноября 1824 года. Все чугунные и кованые железные части были изготовлены на чугунолитейном заводе Чарльза Берда. На этом заводе была изготовлена машина собственной конструкции для испытания на разрыв всех металлические частей этого моста. Сборка всех металлических частей была произведена на территории завода в течение восемнадцати дней.

Гранитные устои были возведены на свайном основании. На них с каждой стороны реки были неподвижно закреплены на устоях порталы, состоящие из пяти чугунных шестиметровых колонн. Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. Этот стиль распространялся на фриз и карниз, богато декорированные тонким позолоченным свинцовым орнаментом, к тому же каждый карниз был дополнительно украшен и львиными головами. Через эти радушные львиные пасти были пропущены пять несущих цепей, изготовленных из уральского круглого железа. К этим цепям было подвешено пролетное строение, нёсшее деревянный настил моста, а концы цепей были закреплены в каменной кладке устоев на уровне их основания. В оформлении моста также использовались прикрывающие стыки звеньев цепей золоченые розетки, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения “россиевского” рисунка и т. п.

У Пантелеймоновского моста была своя особенность — он раскачивался)

Цепной мост простоял восемьдесят пять лет. После обрушения 20 января 1905 года Египетского моста аналогичной конструкции поступило распоряжение реконструировать мост. Официальное заявление городских властей содержало в себе причину его разборки необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей. В следующем 1906 году мост был разобран.

Новый однопролётный стальной арочный мост был выстроен по проекту архитектора Л. А. Ильина и инженера А. П. Пшеницкого в 1907—1908 годах. Строительством руководил инженер А. А. Рейнеке. Несмотря на то, что новый мост был открыт для движения в 1908 году, первое время на нём стояли деревянные перила, так как Академия Художеств отказалась одобрить присланные на утверждение чертежи металлических перил. Проект оформления был переработан в 1910 году. Для того, чтобы мост органично вошёл в окружающий архитектурный ансамбль, Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Первого и Второго Инженерных мостов, а также решётки Летнего сада со стороны Мойки. Однако Пантелеймоновский мост получился одним из самых роскошных по своему художественному оформлению. Декорирование моста выполнялось заводом “Карл Винклер” с 1912 года, и было окончено только в июле 1914 года. Литые чугунные секции перил литья представляют собой часто расставленные дротики, перевитые лентами секиры, пики, щиты. Стойки перил выполнены в виде ликторских связок, основания фонарей в виде пучков пик, перевитых посредине венками и украшенных накладными овальными щитами с барельефами медуз на фоне скрещённых мечей античной формы. Средняя пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Фонари, напоминающие усечённые восьмигранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом элементов декора.

Первая реставрация моста была проведена в 1954 году. Было покрыто червонным золотом 82,81 кв. м. деталей, включая украшения арок. Кроме того были восстановлены утраченные торшеры моста по проекту архитектора А. Л. Ротача. Позже реставрации декоративного оформления моста проходили в 1969, 1983—1984 годах. В 2002 году мост был подвергнут капитальной реставрации: была выполнена замена изношенных металлоконструкций, гидроизоляции и дорожного покрытия. Также были заделаны пять сквозных отверстий, которые появились во время блокадных бомбёжек. Кроме того, во время ремонта мосту вернули исторический облик. Были отреставрированы торшеры, фонари, перила, позолочены элементы декора. Реставраторы утверждают, что технологии реставрации сохранят облик моста на срок не менее 100 лет.

С западной стороны, с той где Пантелеймоновский мост опирается на остров Летний Сад, он одним углом примыкает к решётке Летнего сада, а другим — к Первому Инженерному мосту у Михайловского замка. В месте соединения мостов находится памятник Чижику-Пыжику.