24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре был торжественно открыт памятник Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Это — второй монумент автору «Тихого Дона»: первый находится с 2002 года на Волжском бульваре. Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, «плывущие» в разные стороны, символизируя «красных» и «белых» времен Гражданской войны.
Запись относится к месту: Москва
Работа Александра Рукавишникова — это уже второй памятник Шолохову в Москве. Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.
Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт. Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.
Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади — именно с этой целью он и был покрыт бронзой. За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда. От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к скамье, выполненной из гранита. Именно так, по мнению Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского, помогавшего «вписать» композицию в ландшафт, и олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».
Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.
Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно — из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.
Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.
Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову — «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…
Автор текста – Ирина Ефимова